Creddy Медиа

Стоит ли в 2023 году перегонять авто из Азии в Россию?

В условиях западных санкций россияне обратили особое внимание на корейский и китайский рынок автомобилей. Так, за минувший год в Россию из Южной Кореи было ввезено в 8,3 раза больше подержанных авто (за 2021 год — 2 358 машин, за 2022 год — 19 626 машин). Значит ли это, что сейчас подходящий момент для входа в этот бизнес? Или ситуация на рынке настолько нестабильная, что лучше не рисковать?
Мы попросили ответить на эти вопросы Евгения, который более 10 лет занимается импортом автомобилей в Россию под ключ. Также он рассказал, как грамотно войти в бизнес и преуспеть.

Спойлер: Стоит ли входить в этот бизнес сейчас?

Да, если вы готовы к риску. Здесь много факторов, которые невозможно контролировать: от курса валют до ошибки таможенника. Если вы никогда до этого не работали с автомобилями, попробуйте начать с перевозки из Беларуси, Казахстана или Киргизии. В этом случае перевозка будет быстрее и менее рискованной. Для масштабирования бизнеса вам понадобится команда продавцов, логист и юрист, а также капитал. Постепенно отстроив систему, вы сможете получать хороший доход.

Спрос

Спрос очень высок, так как сейчас почти все привычные иномарки ушли с рынка и просто распродают остатки товара со склада. Есть большая нехватка автомобилей европейских и японских брендов. Поэтому поставка таких авто из Китая или Кореи — хорошая ниша сегодня.

Сроки реализации

Сроки значительно меняются в зависимости от способа транспортации — это может быть автовоз, корабль или самолёт. В среднем логистика занимает от 1 до 2 месяцев, если везти из Китая или Кореи. Дорогие машины могут окупить стоимость перевозки на самолете (это может быть 1-1,5 млн рублей), а вот автомобили среднего класса лучше перевозить более дешёвым способом (автовозом или кораблём).

Риски

Из-за скачков курса валют экономика бизнеса может сильно страдать. Особенно в случае, если клиент внёс предоплату 100% на низком курсе, а потом он подскочил.
Также важно учитывать человеческий фактор. Например, если в процессе растаможки сотрудник ошибётся, машина может застрять там на несколько месяцев. У вас должна быть финансовая возможность покрыть расходы на компенсацию ущерба заказчику.

С чего начать

Начинать стоит с расчёта финансовой модели, понять, сколько хочется зарабатывать в месяц. Например, хочу зарабатывать на товаре 10% в месяц. Но на одной единице товара за 1 млн рублей с реализацией в 2 месяца не получится столько заработать. Если логистика долгая, например 2 месяца, то за это время может измениться рынок, курс валют. Чёткую математику вывести тут сложно.
Чтобы был реально доходный бизнес, нужен склад на 50 машин, и ещё 50 должны быть в пути к вам. Тогда у вас будет возможность зарабатывать 5-7 % в месяц от стоимости автомобилей.
Можно заниматься и единичной доставкой под заказ, посчитать логистику и добавить для себя 1-2 тысячи евро. Также при работе по заказу важно просчитать размер предоплаты с учётом того, что клиент может отказаться в процессе поставки, просчитать штрафные санкции для него в таком случае.
Для начала бизнеса можно рассмотреть поставки из Казахстана, Киргизии, Беларуси. В таком случае будет короче плечо доставки и проще сама логистика — срок доставки около недели. Также при таком варианте будет более понятный процесс растаможки.

Этапы

  1. Если работаем под заказ, клиент выбирает автомобиль по фото и видео. Далее вносит предоплату 10-20% и начинается транспортировка. Если клиент готов заплатить 100% предоплату, то ваша выгода тут будет меньше, а для клиентов не будет риска скачка валют.
  2. Дальше закладываем 1,5-2 месяца на транспортировку (из них – 1-2 недели — растаможка и получение ПТС).
  3. Готово, клиент получает автомобиль и на нём уезжает.

Документы

Для того, чтобы начать заниматься таким бизнесом, нужно несколько документов:
  • Во-первых, нужно открыть юрлицо, лучше ООО, так как с ИП согласятся работать только близкие знакомые и не смогут работать юридические лица.
  • Во-вторых, важно иметь в виду, что автомобили, которые ввозят по параллельному импорту, растамаживаются на физических лиц. По закону можно на 1 физлицо завезти 1 авто в год. Поэтому нужно иметь запас физлиц, на которых можно оформлять автомобили. Можно работать и с юрлицами, но это сложнее, нужно платить НДС. Компаниям это выгодно, они получают налоговый вычет. Получается разность в НДС, сразу платишь его, а налоговая возвращает только примерно через 2 месяца. Нужно учитывать этот риск кассового разрыва.
  • В-третьих, нужно открыть ОКВЭД, которое занимается автобизнесом, сделать образцы договоров и согласовать их с юристом.

Команда

Один человек без команды не сможет масштабировать свой бизнес, поэтому необходимо собрать команду. Необходимо иметь несколько опытных продавцов, которые умеют работать с возражениями, презентовать товар, грамотно рассказывать о преимуществах и так далее.
Также нужен логист и юрист (юрист может быть на аутсорсе, если в начале подготовит несколько типовых договоров).

Вывод:

Потребность россиян в заграничных автомобилях успешно закрывают автодилеры, которые доставляют машины по схеме параллельного импорта. И порог входа на этот рынок не слишком высок: если вы ищете идею для бизнеса, разбираетесь в автомобилях и владеете капиталом в несколько миллионов рублей, это может стать отличным стартом.